четверг, 4 сентября 2014 г.

Мраморные каньоны Рускеала

   Началось все в июне 2014г.
Хотя нет, все началось гораздо раньше, со смелых идей и разработки ВЕЛИКОГО ПЛАНА. В нем все было расписано практически по минутам. Но в реальности из ПЛАНА был осуществлен без поправок на косяки только П.1
Выезд с дачи был назначен на 9 утра. Однако мы забыли про чайные церемонии с участием привезенных друзьями из Китая необходимых для этого мероприятия ингридиентов, и, пока глиняный мальчик не обдал меня струей воды на счастье, в путь мы категорически отправиться не могли.
Все формальности были улажены к 11 часам. Старт.
И вроде бы только от стола,но совершенно не было возможности проехать мимо пышек с 67 км и Сосновского молока. Так что первый привал уже в Лосево - пока пышки окочательно не остыли из-зза безумных пробок по пути.
Пикничок на Вуоксе в районе Лосевских порогов всегда приятен, особенно в теплой компании пышек, ой.. то есть друзей и родных конечно.

На берегу было найдено окаменевшее яйцо динозавра (знаменитые камни Вуоксы). Теперь оно хранится в недрах маминого сада, как застывшее воспоминание  о нашей поездке. Кстати, когда я грузила его в машину - муж смотрел на меня неоднозначно... мало мне камней на карельском перешееке.
Приозерск.
Крепость Карела встретила нас смешным спящим дядькой у памятника на могиле Рюрика. И праздником. Правда как только мы вошли в саму крепость, то выступающие покинули сцену. надеюсь, это было просто совпадение....

    И немного истории.
Средневековая Карела была самым северо-западным городом Руси. Крепость была заложена в конце XIII начале XIV вв. новгородцами на реке Вуоксе, которая тогда называлась Узерва. Деревянные стены 1310 года постройки погибли в пожаре. Каменные были возведены в 1364 году. Крепость постоянно переходила из рук в руки за все время своего существования. C 1330-х Карела управлялась литовскими княжичами Наримунтом и Патрикеем, потом во время Ливонской войны, в 1580 г., была захвачена шведами, которые отстроили его заново. Потом в 1595 году снова вернулась к России. Василий Шуйский пообещал Корелу Делагарди за помощь в усмирении Смуты. Поэтому крепость отошла к Шведам в 1610 году. Потом снова в 1710 году, во время Северной войны, крепость была отвоевана у Шведов. К окончанию Русско-Шведской войны 1808-1809 годов утратила свое приграничное значение. В XIX веке служила тюрьмой для политзаключённых. В частности, здесь держали семью Емельяна Пугачёва и декабристов. С августа 1960 года начинаются работы по реставрации крепости Карела. А с 17 июня 1962 года начинается история этой крепости как историко-краеведческого музея. 25 июля 1988 года Кексгольмский герб 1788 года был утвержден в качестве герба Приозерска.
    На этом наше небольшое свидание с крепостью  заканчивается и наступает время  обедать (после пышек, конечно, но ПЛАН!!!)
Разрекламированное мною кафе "Капитан Морган" на центральной площади приозерска оказалось в нашу поездку полным отстоем. Еда на три с минусом, пытались обмануть и обсчитать. в общем, полное разочарование и потеря времени.
Поэтому спешно осматриваем достопримечательности, в частности -Лютеранская кирха и храм всех Святых,  где нас принимают за беженцев с Украины.

Одно утешение было - купленный купеческий хлеб на Приозерском хлебокомбинате. Налетели на него как чайки!!! Вкуснота неимоверная.
 Время неумолимо близилось к вечеру, поэтому все пункты плана летят к чертям, и мы летим в Карелию, по пути ломая глушитель. Ехали громко, что и говорить. Что немудрено по таким дорогам.    Мимо пролетает Куркиекки...
   Небольшая техническая остановка в Сортавала. Так задурили голову бедному бармену в кафе "Уют", что он послал нас... за стол.... зато попили чаю... и поклонились Вяйнемяйнену...

   И вперед в Рускеалу - пора уже и на ночлег устраиваться....
   Кирха приняла нас как цыганский табор - не иначе. Администратор делала все попытки не сойти с ума, слушая как мы все одновременно тарахтим что-то свое. Но устроились, еще и дополнительно на полу кто-то спал, вместо палатки)))

   После шумных вечерних посиделок в каминном зале Кирхи (кто сказал, что шуметь после 22 часов нельзя?) и сытного завтрака (О! Эти пироги с ревенем навсегда останутся в моем сердце) начинаем наше знакомство с этим чудесным местом...
   Чтобы мирно плыть на лодочках, любуясь пейзажами, необходимо для начала отстоять часа 2 в очереди, потешаясь над препирательствами вахтерши и отдельных нагловатых туристов. Время за наблюдениями и хохмами пробегает почти незаметно, и вот они долгожданные лодочки - поплыли))

   Немного истории...
   Вдоль левого берега р.Тохмайоки в процессе добычи мрамора образовались три карьера, соединенные штольнями. Добыча камня прекратилась и старинные заброшенные рускеальские каменоломни превратились в красивые горные озёра - беломраморные чаши, наполненные чистейшей голубовато-зелёной водой.
   Мы плывем по Мраморному каньону – это памятник индустриальной культуры (горного дела) конца XVIII - начала XX в.в., официально включенный в список культурного наследия России в 1998 г. Подобного памятника, представляющего собой рукотворную «чашу» в сплошном массиве мраморов, прорезанного системой шахт, штолен и штреков, в Европе больше нет. Отсюда были получены блоки для облицовки многих архитектурных творений Санкт-Петербурга, в том числе и величественного Исаакиевского собора.
Рускеальский мрамор цвета белых ночей, с зеленоватыми, похожими на северное сияние всполохами добывался для украшения самых разных архитектурных сооружений.
Серовато-зеленым и светло-серым мрамором Рускеалы украшены залы ленинградских станций метро "Приморская" и "Ладожская"). Это самый старый из Рускеальских карьеров. Его длина 450 м, ширина 60-100 м, глубина 30-50 м. Он затоплен до уровня верхнего подземного горизонта. Затопили карьер финны перед началом советско-финской войны 1939-40 г.г. Большинство штолен первой трети прошлого века находятся под водой. Только одна из них расположена выше уровня воды. о ней чуть позже...

   Внешне Мраморный каньон производит колоссальное впечатление:
серо-белые скалы обрываются в бирюзовое озеро с сильно изрезанными берегами, и уходят на многометровую глубину. Часть глыб висят над водой под отрицательным углом, а в гроты, которые сформировались в отвесных скалах, можно заплыть и полюбоваться игрой света на мраморном потолке.

Выглядят гроты очень красиво, белый мрамор сводов и стен замечательно отражается в спокойной воде. Можно заплывать в них и любоваться кристальной чистотой зеленоватой воды...

   Стены карьеров обветрились и потемнели за время, в течение которого в них не ведутся разработки, однако, на встречающихся свежеотколотых кусках мрамора можно видеть их настоящий цвет.
   Есть и сухие штольни, но проникать в них туристам без сопровождающего геолога категорически запрещено.

   Чем жарче снаружи, тем мертвеннее холод мраморной штольни, и чем глубже в пласт, тем ощутимее вечная промозглость. Кажется, даже в гранитном склепе теплее. А каково тут было работать?
   По данным карьероуправления, в годы наибольшей загрузки карьера добыча велась круглый год, причем бурение не прерывалось даже ночью. Сохранившаяся штольня пройдена в недрах горы в 30-е годы XX столетия. Внутри был транспортный путь для вагонеток с мрамором. Она соединяется с шахтой №2, по которой доставлялись мрамор и рабочие. Штольня уходит вглубь горы на 200 метров. Внутри ее сохранилась насыпь железной дороги для вагонеток. Сейчас она естественно закрыта. Даже для таких смелых путешественников, как мы.
   На дне карьера осталась техника - кран, автомашины, мотоциклы, - привлекающая любителей техно-дайвинга. Правда, мы не из их числа, поэтому не видели...

   Первыми разработчиками мраморных карьеров Рускеала были шведы. После окончания Северной войны эти земли перешли к русскому фельдмаршалу Бутурлину, на какое-то время добыча мрамора прекратилась. Наконец, в 1769 году по специальному указу императрицы Екатерины II разработка карьеров возобновилась. Санкт-Петербург нуждался в строительстве новых дворцов и храмов.
   В настоящее время Мраморный каньон в Рускеала без сомнения является одной из красивейших природных достопримечательностей Карелии и феноменальным памятником горнодобычи всей России.
   Вода в карьере, кстати, очень холодная... и для информации, детям до 3-х лет на лодки нельзя....

   Кстати, в Рускеала очень любят тренироваться дайверы — они заплывают в отдаленные уголки карьера, чтобы не мешать основной массе посетителей.
   Затопленных карьеров здесь несколько, они соединены штольнями, которые тоже оказались в воде, а поскольку в Рускеале было три подземных горизонта добычи, можно себе представить, какие заманчивые лабиринты ожидают любителей подводного плавания.
   На причале, когда мы вернулись, уже собралась огромная очередь, так что рекомендую, кто поедет, начинать свое знакомство с каньоном именно с лодок.. а то потом устанешь в очереди стоять....

   После лодок мы направляемся на прогулку вокруг каньона уже по берегу... Милая билетерша встречает очаровательной улыбкой...

   Вперед!!!! Даже накрапывающий дождик не способен испортить настроение нашей милой компании...
   Вокруг Мраморного каньона проходит обустроенная туристическая тропинка и сделаны ограждения, по краю каньона специально устроено несколько смотровых площадок.
Поэтому прогулка удобна даже с каляской...

   Природное окружение каньона в значительной части состоит из представителей животного и растительного миров, занесенных в «Красную книгу» Карелии и России.
На территории Горного парка сохранились экзотические мхи, лишайники, орхидейные растения, кустарники, занесенные в «Красную книгу», водятся редкие виды пресмыкающихся, земноводных, рукокрылых. На одном из склонов расположена закрытая аварийная лестница, доходящая прямо до среза воды. Нам она, слава Богу, не понадобилась..

   Предприниматели из Северного Приладожья решили объединить свои усилия для обустройства территории каньона и в течение двух лет вложили в развитие туристической инфраструктуры парка более 600 тысяч рублей. И надо отдать им должное, постарались они на славу... Убран мусор, организованы тропы, смотровые площадки, удобные лестницы..

Можно совершенно безопасно пройти сквозь целую систему подземных горизонтов бывших рускеальских каменоломен: штолен и штреков, соединенных вертикальными шахтами. Но именно у шахты мы делаем "поворот не туда", то есть не следуем маршруту горного парка, а идем искать еще одну достопримечательность, не входящую в официальный путеводитель...
   Мы идем искать печи для обжига - бывший мраморно-известковый завод, на котором с конца XIX в. до 90-х годов XX в. шло производство извести из добываемого на Рускеальском месторождении мрамора. Дорога на завод не входит в маршрут парка, однако сходить и осмотреть завод ничто не мешает - к заводу можно пройти от входа в подземную штольню горного парка. На территории завода нужно лишь соблюдать осторожность, чтоб не споткнуться и не свалиться куда-нибудь сриском сломать не то конечность, не шею......

Вообще, первое производство извести в Рускеале появилось в 1820-е годы по инициативе Санкт-Петербургского университета, который построил здесь небольшой завод. Известь с завода шла в основном на строительство здания самого университета в Петербурге. Завод располагал несколькими печами для обжига мрамора, которые были сложены из мраморных блоков. Сейчас все это скорее напоминает постапокалиптический пейзаж...

   Основным процессом при производстве извести является обжиг. В 1854 году добыча декоративного мрамора в карьере остановилась из-за отсутствия заказов. Карьер некоторое время пребывал в запустении. Местные жители в этот период пытались выжигать известь из мраморного окола, которого в окрестностях было в избытке, и даже построили несколько новых обжиговых печей, работавших на дровах. В 1860-х годах добыча вновь возобновилась, но теперь уже исключительно с целью получения строительной и технической извести, которая была нужна для отбеливания бумаги. В 1895 году недалеко от карьеров были построены первые три шахтные полугазовые печи для обжига, выдававшие 17-20 тонн извести в сутки. В 1898 году месторождение взяли в аренду финны. Они нарастили добычу мрамора, который теперь шел на производство как извести, так и щебня - рядом был построен дробильно сортировочный завод. В 1937 году на заводе были запущены 6 полугазовых шахтных печей производительностью 30-35 тонн извести в сутки. Во время войны карьер и завод не работали. В подземных выработках местные жители укрывались от бомбёжек. После войны завод был восстановлен и дал первую известь в 1947 году. В середине XX века мрамор для завода добывали буро-взрывным способом. Полученные мраморные блоки разбивались кувалдами, обломки загружались в вагонетки.

Для обжига в печи мрамор загружался в верхнюю её часть, к которой вагонетки при помощи лебёдок подавались по специальным рельсам - всё это, видимо, не сохранилось. В нижней части печи происходила выгрузка готовой продукции, которая затем отправлялась на склад. В начале 90-х годов прошлого века завод был остановлен. В настоящее время сохранилась только дробильно-сортировочная часть завода, где производится щебень. Из 12-ти карьеров, в которых добывался мрамор на протяжении более чем двух веков, сегодня функционирует только один. В лучшие годы завода его продукция поставлялась в 17 областей и 10 союзных республик СССР. А сейчас - просто какая-то пустынная обитель призраков прошлого...

   Помимо извести здесь производили облицовочный камень, а так же декоративную белую и серую мраморную крошку, поэтому вокруг наблюдаются еще бетонные здания цехов. Сам завод окончательно закрылся в начале 1990-х, но какое-то производство в районе заброшенного завода ведется.
   После осмотра завода возвращаемся на туристическую тропу Горного  парка "Рускеала". Входим в штольню...  Провалы впечатляют своим размерами, а на выходе попадаем на чудесную смотровую площадку.

Почти весь путь усыпан "домиками троллей". Видимо так туристы оставляют память о себе, вместо характерых надписей "Здесь были Кися и Ося"...

Спускаемся к Провалу....
Находясь на его краю и заглядывая вглубь полузатопленных тоннелей, имеющих диаметр много больше метростроевских, — начинаешь понимать, что вся рускеальская гора прогрызена вдоль и поперек, и трудолюбие финских горняков ничуть не меньше, чем у гномов. В тихую пасмурную погоду из тоннелей поднимается язык тумана и слышно как где-то в глубине горы капает вода.

При обходе Провала по краю — вдруг замечаешь, что там, где только что стоял — не толща земли, а тонкая перемычка мрамора над выработкой. Здесь везде под ногами — не монолит, а сотни метров гигантских подземных галерей. Провал имеет размеры примерно 7×10 метров, глубина до уровня воды 6-8 метров. Какая глубина провала ниже уровня воды — неизвестно. Дайверы проходили часть тоннелей, соединяющих Провал с большим карьером, но подробной карты затопленных подземных выработок пока нет.
   Идем дальше к Итальянскому карьеру.

   Название связано со способом добычи мрамора по итальянской технологии. С 1974 по 1986 годы на одном из карьеров Рускеалы добывали мраморные блоки, используя для этого станки канатного пиления, созданные в Италии. Так образовался «Итальянский» карьер с ровными, как бы полированными уступами, на которых запечатлен причудливый рисунок мрамора, образовавшегося из морских осадков по соседству с вулканом два миллиарда лет назад. Выглядит очень необычно, я бы даже сказала есть в этом что то фантастическое...
   На этом мы прощаемся с Горным парком Рускеала.

   Следующая наша остановка - Река Тохмайоки, которая является одной из крупных водных артерий северного Приладожья.

   Она берет начало из озера Руокоярви вблизи границы с Финляндией и впадает в Ладожское озеро близ поселка Хелюля. Длина Тохмайоки около 40 км. Среди водопадов пожалуй самый красивый – Рускеальский водопад Ахвенкоски. В переводе с финского языка «Окунёвый порог». Местные жители иногда называют его «водопад у трех мостов». Но чаще его связывают с фильмом "А зори здеть тихие", так как на этом водопаде снималась сцена купания одной из героинь.

Водопад Ахвенкоски— это целый комплекс из четырех водопадов в месте разлива реки Тохмайоки. Высота водопадов около 3-4 метров. Весной и в начале лета здесь проходят многочисленные группы туристов и любителей активного отдыха на катамаранах и каяках.  Многие группы проходят и сами водопады.  Так же здесь снимали фильм «Тёмный мир». Для съёмок прямо на водопаде был сооружён муляж рубленной избы, который так и остался после съёмок.

   Следующая остановка - Водопад Рюмякоски.

Раньше здесь была заброшенная финская ГЭС и можно было купаться. А теперь тут действующая новая и мы поцеловали забор и поехали обратно.. Ибо время.. ага.. ОБЕДА!!!
   Вернулись на привал к водопаду Ахвенкоски. Там орагизованная площадка с удобными столиками под навесом и несколькими палатками, приедлагающими обеды и напитки. Также есть сувенирная лавка. Однако, шашлыки, на которые так расчитывали мужчины, закончились прямо перед нашим носом, поэтому поели картошки с чем Бог послал из машины друзей)))

   До ужина оставалось немного времени, дети конючили на предмет купаться.. и мы, вооружившись наводкой местной жительницы и неиссякаемым оптимизмом, поехали искать озерный пляж....
   По дороге нашли старую финскую могилу...

и наконец, озеро... но не для купания... А для рыбалки)))

   Посмеялись мы знатно, пойманная рыба была отпущена, а озеру отдан красивый воблер из неиссякаемых рыболовных запасов моего любимого мужа)))
Уставшие, но довольные, вернулись в кирху для дружеского ужина.
На вечернем слете было принято решение забить на разрекламированный отдельными товарищами "фестиваль калиток в рускеале", и утро встретило хмурым небом и промозглым ветром. Прощаемся с Рускеалой.


А как мы побывали в г. Сортавала читайте в следующем отчете)))
На сегодня все...





Комментариев нет:

Отправить комментарий